Начала Португалии.
Заглянув в глубины своего образования, что мы можем оттуда выловить о Португалии? Всплывают имена Генриха Мореплавателя, Васко да Гама, Фернана Магеллана, Алвариша Кабрала и возможно кто-то, со специфическим образованием, вспомнит про стиль «пламенеющей готики», ну и портвейн, мадера и … все. Но как это часто бывает, это даже не верхушка айсберга, это – его самая малая часть. Так сказать, отголоски, которые дошли до нас через всю Европу.
В нескольких статьях я постараюсь познакомить читателей с этой удивительной страной изнутри, так как я ее знаю. А если о чем-то сказать забуду – спрашивайте, не стесняйтесь.
Итак, вначале было … нет, не Слово. Были древние племена кельтов, иберов, бетиков и лузитан, которые мирно жили на Пиренейском полуострове. Жили-поживали, начиная с периода неолита. Торговали с древними финикийцами, греками и египтянами. И нужно было обязательно Риму сюда свой нос сунуть. Не сиделось им в своей Римской Империи – они ее все расширяли и расширяли. И во втором веке до нашей эры расширили и на Пиренейский полуостров. Но, чтобы было впоследствии понятно – они его назвали Иберийским, вероятно по имени племени иберов, с которым столкнулись, когда римские солдаты под командованием Корнелия Сципиона, в 218 году высадились в Ампурии (современная Каталония). Перейдя через часть Иберийских гор, они оказались в дикой местности, которую представляла эта территория в те времена. Продвигаясь во всех направлениях, римляне встретили огромное сопротивление на юге со стороны Карфагена и Ганнибала, а на западе со стороны Лузитан. После долго сопротивления и только благодаря стратегии Юния Брута и Юлия Цезаря эта территория в 50 г. до н.э была полностью присоединена к Римской Империи и поделена на 5 провинций, из которых впоследствии и образовались Португалия (провинция Лузитания и часть южной Галеции) и Испания (Терраконенсе, Картаконенсе, Бетика и северная Галеция).
Именно в этот период и появилось впервые это странное название – Порту Кале. Земли на севере между реками Минью и Доуро римляне называли Calaicus (Калаикус), что обозначало – жаркий, солнечный. Образовавшийся речной и морской порт в устье реки Доуро охраняли две крепости – Портус и Кале. Как предполагают, а сейчас, по истечении стольких веков можно только предполагать, вот так – именно от слияния этих двух слов – и возникло название вначале небольшого региона на севере, а потом и давшее название всей стране: Портус Кале, Портускаленсис, Портукале и Португалия.Есть разные версии названия, но сами португальцы придерживаются варианта о «Солнечном и красивом порте». Хотя, слово “porto” имеет еще одно значение – дверь.
Вместе с Римом сюда пришли не только знаменитые дороги и бани, но и письменность, культура и гастрономия. И как ни странно, именно римская гастрономия задержалась здесь дольше всех остальных захваченных территорий. Именно здесь можно попробовать старо-римскую требуху (правда, в португальском варианте она называется «tripas –a-moda-do-porto», т.е. «потроха, как их делают в Порто») и козленка в вине по старо-римски, а также «bolo romano» — римский пирог с орехами иберийской сосны. Но … обо всем по порядку.
Если Ваш самолет приземлился в Лиссабоне, а именно отсюда чаще всего туристы начинают знакомство со страной, возьмите предложенную агентством обзорную экскурсию. Она позволит Вам сориентироваться в этом странном и запутанном городе. После, уже доверившись чувству направления и собственному вкусу, Вы сможете открыть этот город для себя с той особенной стороны, которую нельзя прочувствовать на групповой обзорной экскурсии. В нем есть что-то от всех портовых городов Европы. Когда-то он был назван Олиссипием, как считают жители – в честь греческого героя Улисиса, впоследствии город переименован в Фелицитас Юлия, потом завоеван арабами в 714 году и переименован в Аль-Уршбуна. После завоевания города первым королем Портукале – Афонсо дон Энрике, в 1147 году город назвали Лизбоа (Lisboa) и уже из английского Lisbon мы называем его Лиссабоном.
В Лиссабоне особенно интересно побродить по кварталу Байру-Алту, где сохранился дух мятежа и творческой интеллигенции, или по Алфаме – единственном районе города, который пощадило землетрясение и цунами 1755 года, смывшее почти весь город. Именно в тавернах Алфамы до сих пор поют удивительный городской романс, не имеющий аналогов в других странах – фадо. Пение лучше воспринимается вместе с ужином, как правило, из рыбы или морепродуктов, которыми так славится Португалия. В этом городе моряков, поэтов и творческих людей можно найти все – от великолепной кухни и вина до римских катакомб и футуристического района Экспо.
Но я хочу Вам открыть большой секрет – Лиссабон это не Португалия, также как Москва – это не вся Россия. Чтобы почувствовать дух этой страны нужно отправиться в путешествие на север, по ее маленьким городкам и селам, находящимся среди гор, где, зачастую, живет всего несколько тысяч человек.
По дороге на север посетите самую западную точку континентальной Европы – мыс Рока. Воистину Земля конечна! Знаменитый Луис Камоэнс писал про нее:
«Здесь кончается земля и начинается море».
Именно здесь, на крутых скалах над Атлантикой понимаешь, что такое стихия … а иногда и две, особенно когда здесь дует ветер. Когда солнце катится к горизонту и небо расцвечивается всеми оттенками пурпура, в мягких лучах заката получаются невообразимо прекрасные фотографии. Это помимо диплома о посещении самой западной точки, выписанного там же, на ваше имя.
Рядом с Лиссабоном расположился небольшой городок Синтра. Этот город вдохновлял Байрона:
«В тени дубрав, на склонах темных круч
Монастырей заброшенных руины,
От зноя бурый мох, шумящий ключ
В зеленой мгле бессолнечной лощины.
Лазури яркой чистые глубины,
На зелени оттенок золотой,
Потоки, с гор бегущие в долины,
Лоза на взгорье, ива над водой —
Так, Синтра, ты манишь волшебной пестротой.«
Для полноты ощущения приведу еще выдержку из письма Ганса Христиана Андерсена:
«….она (Синтра) поразила меня. Здесь каждый найдет что-то свое. Я здесь обрел вторую Данию».
Великолепные парки и дворцы в окружении этих самых парков действительно заслуживают внимания. Летом здесь просто туристическая мекка. Все торопятся, спешат попасть в музеи и замки. Во дворце Пена не протолкнуться, великолепие масонского парка Ригалейра нарушено вечно жующими и горланящими немцами.
Мой вам совет — приезжайте в марте! Немного прохладнее, слегка туманно, а иногда и дождливо. Но! Синтра раскроется перед Вами совсем в неожиданном свете. Синтру, как хороший портвейн, нужно смаковать спокойно и неспешно. В португальском жизненном темпе …
О! Я еще не рассказала Вам о знаменитом характере португальцев. Он заслуживает отдельного абзаца.
Португальский характер поражает всех, особенно быстрых и организованных славян. У португальцев есть две категории временных отрезков – «5 минут» и «завтра». Если в ресторане Вас попросили подождать «5 минут», можете спокойно идти покурить подышать свежим воздухом и зайти в пару ближайших магазинов. Раньше 20-25 минут блюдо не появится. Обещание «завтра»… вообще отсылает Вас на неопределенный срок, поскольку вот это самое «завтра» никогда и не наступает. Поэтому всем туристам можно дать общий совет – расслабьтесь и никуда не торопитесь, это все равно бесполезно!
Из Синтры есть смысл отправиться дальше на север – в удивительный и сказочный городок Обидуш. Он насчитывает всего 3,5 тыс жителей, которые в своем большинстве живут, как и сотни лет назад внутри крепостной стены, которая окружает город. Именно здесь появилась впервые керамика «капустный лист» и впервые для королевы Леонор сварили первый шоколад. Маленькие, как нарисованные, домики облепили несколько улиц вокруг древнего замка, в котором сейчас размещается отель. Здесь всегда много туристов из-за великолепного вишневого ликера -«ginja» в шоколадных стаканчиках и прекрасных сувениров ручной работы. А если Вы приехали в конце февраля – начале марта, то Вы обязательно попадете на ежегодный шоколадный фестиваль. А если в июле – не отчаивайтесь, шоколад остался на месте, зато летом Вы сможете окунуться в атмосферу средних веков во время средневекового фестиваля.
Проезжая по части региона Верхнего Алентежу нужно обязательно съехать в сторону и посетить загадочный монастырь ордена Христа в Томаре. Монахов, там, правда, уже нету, все монастыри были закрыты в 1834 году. Монастырь теперь работает как музей, и именно там можно увидеть арабские укрепления крепости, которые все – таки взяли тамплиеры и португальцы в 1147 году, как и многие другие крепости в округе. Но здесь интересны не только укрепления, в этом монастыре когда-то располагался центр тамплиеров. Именно они оставили так много загадок, в том числе и в Португалии. Например, знаменитый Генрих Мореплаватель был не только ученым, но и Великим Магистром ордена Христа. «Ну и что?», — скажите Вы. А вот что – именно орден Христа стал в Португалии приемником ордена тамплиеров после его упразднения в 1314 году папой Клементием V. До сих пор остается загадкой – куда подевались корабли с золотом, которые успели отчалить в ту злополучную ночь от французского берега. Некоторые историки считают, что появление в это время в Португалии своей эскадры как-то странно совпадает с пропажей. И потом, откуда у маленькой страны такие большие средства на все те экспедиции, которые снаряжал Генрих в начале 15 столетия? У него была вся казна ордена Христа, приемника ордена тамплиеров, у него была поддержка короля, в конце концов, он был просто отличным и любознательным ученым…и при этом с огромными возможностями…
«А!» — воскликните Вы, «а мы-то думали….».
Вот так все. Маленькая Португалия за короткий период 15-16 столетия стала огромной империей и основным поставщиком пряностей и шелков с востока, кофе и шоколада с запада, и чернокожих рабов с юга. Кстати, все перечисленное доставляли на каравеллах, кораблях, тип которых был придуман и разработан Генрихом Мореплавателем.
Много загадок хранит в себе Португалия. Будем вместе с ними разбираться. Интересно же, почему слово «аригато» и «обригадо» обозначают не просто одно и то же, но и являются одним словом, почему символом страны стал петушок из Барселуша, и почему нужно «порвать плащи на ленточки» и причем здесь Гарри Потер…
Но это уже другая история…
Марина Максимова